Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Нормативные документы ФГОС Федерального уровня:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении ФГОС ООО».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. № 761н «Об утверждении должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован 6 октября 2010г., регистрационный номер 18638).
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. №295).
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010г. №1507-р).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014г. №594 «Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол №1\15 от 8 апреля 2015 года
Реализацию ФГОС ООО в образовательной организации обеспечивает образовательная программа основного общего образования. В настоящее время Примерная основная образовательная программа ООО прошла общественные обсуждения на сайте http://edu.crowdexpert.ru и размещена в Реестре примерных основных общеобразовательных программ с грифом «Одобрена». Познакомиться с разделами утверждённой примерной основной образовательной программы основного общего образования Вы можете по ссылке http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo
Образовательный процесс на уровне основного общего образования в общеобразовательных организациях, реализующих ФГОС ООО с 01 сентября 2015 года, осуществляется в соответствии с разработанными образовательными организациями документами: уставом, образовательными программами, годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий, иными предусмотренными уставом локальными нормативными актами. Режим работы МБОУ «Школа №12» разрабатывает в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Главным документом является Основная образовательная программа основного общего образования (далее ООП ООО). Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Она состоит из трёх разделов:
целевой, в котором охарактеризованы общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования в МБОУ «Школа №12»,
содержательный, в котором определено общее содержание основного общего образования, представлены примерные образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
— программа развития универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования, в том числе раздел «Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся на уровне основного общего образования», раздел «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на уровне основного общего образования»;
— программы отдельных учебных предметов, курсов представлены в виде содержания, полные рабочие учебные программы, дополнительные общеобразовательные – дополнительные общеразвивающие программы представлены в виде приложений к данной основной образовательной программе основного общего образования.
-программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования;
-программа коррекционной работы.
организационный, в котором представлены механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования, том числе:
-учебный план основного общего образования МБОУ «Школа №12» на уровень основного общего образования (5 лет);
-календарный учебный график, представлен в виде приложения к ООП ООО;
-план внеурочной деятельности, представлен в виде приложения к ООП ООО;
-система условий реализации основной образовательной программы в МБОУ «Школа №12» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО необходимо иметь в виду, что «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности».
В связи с этим именно переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий является решающим показателем реализации ФГОС ООО. Следовательно, особое внимание уделяется изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к модульной, исследовательской методике преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.
Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО
В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательной организацией, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной (образовательные модули, художественные студии, спортивные клубы и секции, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьное научное общества «Эврика», олимпиады, общественно полезные практики и т. д.), и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.
В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная деятельность в МБОУ «Школа №12» осуществляется через:
- учебный план образовательной организации, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, Школу развития личности, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
- дополнительные образовательные программы общеобразовательной организации (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.).
В рамках ФГОС ООО выделены основные направления внеурочной деятельности:
- духовно-нравственное,
- физкультурно-спортивное и оздоровительное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное.
Часть внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план образовательной организации (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), является обязательной для посещения и на нее распространяются ограничения, накладываемые п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (о максимальной величине недельной нагрузки).
Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебных планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения и проводится во второй половине дня.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
Основная образовательная программа основного общего образования
- Приказ об изменениях и дополнениях в основную образовательную программу МБОУ «Школа № 12» от 26.02.2018 г.
- Приказ №175-д «О внесении изменений в ООП ООО на 2019-2020 уч.г.» от 02.09.2019 г.
- Приказ №182-д «О внесении изменений в ООП ООО» от 01.09.2020
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
Аннотации к рабочим программам 5-9 классов ФГОС ООО
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Основы безопасности жизнедеятельности
Обществознание
География
Физика
Физическая культура
Химия
Технология
Изобразительное искусство
Биология
Информатика