Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Нормативные документы ФГОС Федерального уровня: 

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении ФГОС ООО».
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. № 761н «Об утверждении должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован 6 октября 2010г., регистрационный номер 18638).
 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. №295).
 План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010г. №1507-р).
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014г. №594 «Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ».
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
 Примерная основная образовательная программа основного  общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол №1\15 от 8  апреля 2015 года 

Реализацию ФГОС ООО в образовательной организации обеспечивает образовательная программа основного общего образования. В настоящее время Примерная основная образовательная программа ООО прошла общественные обсуждения на сайте http://edu.crowdexpert.ru и размещена в Реестре примерных основных общеобразовательных программ с грифом «Одобрена». Познакомиться с разделами утверждённой  примерной основной образовательной программы основного общего образования  Вы можете по ссылке http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo

Образовательный процесс на уровне  основного общего образования в общеобразовательных организациях, реализующих ФГОС ООО с 01 сентября 2015 года, осуществляется в соответствии с разработанными образовательными организациями документами: уставом, образовательными программами, годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий, иными предусмотренными уставом локальными нормативными актами. Режим работы МБОУ «Школа №12» разрабатывает в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Главным документом является Основная образовательная программа основного общего образования (далее ООП ООО). Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. 

Она состоит из трёх разделов:

целевой, в котором охарактеризованы общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования в МБОУ «Школа №12», 

содержательный, в котором определено общее содержание основного общего образования, представлены примерные образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:    
— программа развития универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования, в том числе раздел «Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся на уровне основного общего образования», раздел «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на уровне основного общего образования»;  
— программы отдельных учебных предметов, курсов представлены в виде содержания, полные  рабочие  учебные  программы,  дополнительные  общеобразовательные  – дополнительные общеразвивающие программы представлены в виде приложений к данной основной образовательной программе основного общего образования.
-программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования;
-программа коррекционной работы. 

организационный, в котором представлены механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования, том числе:
-учебный план основного общего образования МБОУ «Школа №12» на уровень основного общего образования (5 лет);
-календарный учебный график, представлен в виде приложения к ООП ООО;
-план внеурочной деятельности, представлен в виде приложения к ООП ООО;
-система условий реализации основной образовательной программы в МБОУ «Школа №12» в  соответствии с требованиями ФГОС ООО.

При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО необходимо иметь в виду, что «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности».
В связи с этим именно переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий является решающим показателем реализации ФГОС ООО. Следовательно, особое внимание уделяется изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к модульной, исследовательской методике преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательной организацией, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной (образовательные модули, художественные студии, спортивные клубы и секции,  краеведческая работа, научно-практические конференции, школьное научное общества «Эврика», олимпиады,  общественно полезные  практики и т. д.), и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.
В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность в МБОУ «Школа №12» осуществляется через:

  1. учебный план образовательной организации, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, Школу развития личности,  учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  2. дополнительные образовательные программы  общеобразовательной организации (внутришкольная система дополнительного образования);
  3. образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  4. классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.).

В рамках ФГОС ООО выделены основные направления внеурочной деятельности:

  • духовно-нравственное,
  • физкультурно-спортивное и оздоровительное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

Часть внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план образовательной организации (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), является обязательной для посещения и на нее распространяются ограничения, накладываемые п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (о максимальной величине недельной нагрузки).
Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебных планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения и проводится во второй половине дня.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

 Основная образовательная программа основного общего образования

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

 Аннотации к рабочим программам 5-9 классов ФГОС ООО

Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Основы безопасности жизнедеятельности
Обществознание
География
Физика
Физическая культура
Химия
Технология
Изобразительное искусство
Биология
Информатика

Рабочие программы МБОУ «Школа №12»

Аннотация к программеРабочая программаМетодические и оценочные материалы
Русский языкРусский языкРусский язык
МР по введению РРЯРодной русский языкРодной русский язык
ЛитератураЛитератураЛитература
Иностранный язык (английский)Иностранный язык (английский)Иностранный язык (английский)
Иностранный язык (немецкий)Иностранный язык (немецкий)Иностранный язык (немецкий)
МатематикаМатематикаМатематика
ИнформатикаИнформатикаИнформатика
ИсторияВсеобщая история
История России
История
ОбществознаниеОбществознаниеОбществознание
ГеографияГеографияГеография
БиологияБиологияБиология
ФизикаФизикаФизика
ХимияХимия 8
Химия 9
Химия
Основы безопасности жизнедеятельностиОсновы безопасности жизнедеятельности
Физическая культураФизическая культура
Технология. Обслуживающий труд
Технология. Индустриальный труд
Технология. Обслуживающий труд
Технология. Индустриальный труд
Технология
Изобразительное искусствоИзобразительное искусствоИзобразительное искусство
МузыкаМузыка
Основы духовно-нравственной культуры народов РоссииОсновы духовно-нравственной культуры народов России