Школьная служба примирения

Федеральный уровень

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации №1430-р от 30.06.2014 г. смотреть>>  
  • Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации смотреть>>
  • Приказ №058 от 01.02.2017 г «Об утверждении дорожной карты по созданию и развитию служб медиации» смотреть>>
  • Конвенция о правах ребенка смотреть>>
  • Информация о состоянии практики применения восстановительного правосудия в сфере защиты прав и интересов детей смотреть>>

Краевой уровень

Комплекс мер по обеспечению реализации Стратегии развития воспитания в РФ до 2015 года

Муниципальный уровень

  • Приказ №058 от 01.02.2017 «Об утверждении Дорожной карты по созданию и развитию служб медиации в общеобразовательных организациях» смотреть>>

Школьный уровень


Школьная служба примирения (ШСП) – это команда взрослых и подростков, которая осуществляет медиацию – посредничество в решении конфликтов.

Служба примирения – структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри школы и силами самой школы.

Глобальная задача службы — сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Создание Службы примирения позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.

ФОРМЫ РАБОТЫ ШСП
  • Программа примирения жертвы и обидчика — встреча по заглаживанию вреда.
  • Программа примирения в семье — даст возможность сделать шаг членам семьи к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации.
  • Семейная конференция — программа включает в себя совместные действия семьи и ребенка по принятию ответственности за выход из конфликтной ситуации и изменению поведения ребенка.
  • Круги заботы — такие «круги» проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья.
  • Круги сообществ — «главная особенность «круга» — наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга.
  • Школьная и общественная конференция — это более массовые программы примирения. Они необходимы тогда, когда ситуация затронула достаточно большое количество участников.

Опыт работы школьных служб примирения в России >>

ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ?

Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора. 

Основные принципы восстановительной медиации:

  • добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации;
  • информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях;
  • нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон;
  • конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены;
  • ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта;
  • заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве;
  • самостоятельность служб примирения. Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации. 
КТО ТАКОЙ МЕДИАТОР?

Медиатор – посредник, который помогает организовать процесс, в результате которого конфликтующие стороны находят разрешение своих проблем.

Могут ли подростки быть медиаторами? Как показывает российский и зарубежный опыт – да, могут, хотя не всякий конфликт может разрешаться детьми, и иногда показано участие взрослого медиатора в проведении программы. Но привлечение подростков в деятельность службы примирения имеет свои преимущества, например, к ним обращаются за помощью в разрешении тех конфликтов, о которых по каким-то причинам не желают рассказывать взрослым. Сами медиаторы-ровесники приобретают навыки конструктивного разрешения конфликтов, повышают свой уровень толерантности и эмпатии.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ МЕДИАТОРОМ?

  • Медиатор должен обязательно пройти обучение медиации.
  • Он должен знать этапы медиации и процедуру.
  • Выделять 4 стадии развития реакций обидчика на конфликт (отрицание, угрызения совести, раскаяние, желание попросить прощения) и не назначать совместную встречу с пострадавшим от конфликта на первых двух стадиях.
  • Выделять стадии развития реакций пострадавших от конфликта. Понимать при каких конфликтах процесс медиации неуместен (знать теорию посттравматических стрессовых расстройств).
  • Знать виды конфликтов и особенности поведения людей в разных конфликтах.
  • Медиатор должен уметь работать с сильными чувствами.

Порядок работы медиатора >>

ИЗ КОГО СОСТОИТ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ?
Куратор(зам.директора по УВР, социальный педагог, психолог, один из учителей)Взрослые медиаторы, тренерыМедиаторы-школьники
(примено 10 человек)
Создание команды ШСП, организация обучения медиаторовОрганизация взаимодействия ШСП со структурами школыОрганизация канала поступления дел, распределение и передача медиаторамСупервизия по проведенным медиациямОрганизация и ведение клуба медиаторовДокументация работы службыПроведение медиаций по сложным делам (со взрослыми, когда дело передают в суд и т.д.)Обучение педагогов выходу из конфликтаПроведение примирительных встреч
Поддерживающие взрослые (в т.ч. директор)Группа поддержки из школьников
Отказ от традиционных методов реагирования на конфликтыПередача дел на медиациюПоддержка кураторов и медиатораДокументация работы службыРеклама, создание имиджа, издание стенгазетыПриглашение в службу примирения
  • Воспитание ответственности >>