Федеральный уровень
- Распоряжение Правительства Российской Федерации №1430-р от 30.06.2014 г. смотреть>>
- План комплексных мероприятий смотреть>>
- Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации смотреть>>
- Развитие сети служб медиации смотреть>>
- Приказ №058 от 01.02.2017 г «Об утверждении дорожной карты по созданию и развитию служб медиации» смотреть>>
- Конвенция о правах ребенка смотреть>>
- Информация о состоянии практики применения восстановительного правосудия в сфере защиты прав и интересов детей смотреть>>
Краевой уровень
Комплекс мер по обеспечению реализации Стратегии развития воспитания в РФ до 2015 года
Муниципальный уровень
- Приказ №058 от 01.02.2017 «Об утверждении Дорожной карты по созданию и развитию служб медиации в общеобразовательных организациях» смотреть>>
Школьный уровень
- Приказ №46-Д от 14.02.2017 г. «Об утверждении положения о школьной службе примирения»
- Положение о школьной службе примирения
- Дорожная карта по созданию и развитию службы школьной медиации смотреть>>
Школьная служба примирения (ШСП) – это команда взрослых и подростков, которая осуществляет медиацию – посредничество в решении конфликтов.
Служба примирения – структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри школы и силами самой школы.
Глобальная задача службы — сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Создание Службы примирения позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.
ФОРМЫ РАБОТЫ ШСП
- Программа примирения жертвы и обидчика — встреча по заглаживанию вреда.
- Программа примирения в семье — даст возможность сделать шаг членам семьи к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации.
- Семейная конференция — программа включает в себя совместные действия семьи и ребенка по принятию ответственности за выход из конфликтной ситуации и изменению поведения ребенка.
- Круги заботы — такие «круги» проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья.
- Круги сообществ — «главная особенность «круга» — наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга.
- Школьная и общественная конференция — это более массовые программы примирения. Они необходимы тогда, когда ситуация затронула достаточно большое количество участников.
Опыт работы школьных служб примирения в России >>
ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ?
Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Основные принципы восстановительной медиации:
- добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации;
- информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях;
- нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон;
- конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены;
- ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта;
- заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве;
- самостоятельность служб примирения. Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
КТО ТАКОЙ МЕДИАТОР?
Медиатор – посредник, который помогает организовать процесс, в результате которого конфликтующие стороны находят разрешение своих проблем.
Могут ли подростки быть медиаторами? Как показывает российский и зарубежный опыт – да, могут, хотя не всякий конфликт может разрешаться детьми, и иногда показано участие взрослого медиатора в проведении программы. Но привлечение подростков в деятельность службы примирения имеет свои преимущества, например, к ним обращаются за помощью в разрешении тех конфликтов, о которых по каким-то причинам не желают рассказывать взрослым. Сами медиаторы-ровесники приобретают навыки конструктивного разрешения конфликтов, повышают свой уровень толерантности и эмпатии.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ МЕДИАТОРОМ?
- Медиатор должен обязательно пройти обучение медиации.
- Он должен знать этапы медиации и процедуру.
- Выделять 4 стадии развития реакций обидчика на конфликт (отрицание, угрызения совести, раскаяние, желание попросить прощения) и не назначать совместную встречу с пострадавшим от конфликта на первых двух стадиях.
- Выделять стадии развития реакций пострадавших от конфликта. Понимать при каких конфликтах процесс медиации неуместен (знать теорию посттравматических стрессовых расстройств).
- Знать виды конфликтов и особенности поведения людей в разных конфликтах.
- Медиатор должен уметь работать с сильными чувствами.
Порядок работы медиатора >>
ИЗ КОГО СОСТОИТ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ?
Куратор(зам.директора по УВР, социальный педагог, психолог, один из учителей) | Взрослые медиаторы, тренеры | Медиаторы-школьники (примено 10 человек) |
Создание команды ШСП, организация обучения медиаторовОрганизация взаимодействия ШСП со структурами школыОрганизация канала поступления дел, распределение и передача медиаторамСупервизия по проведенным медиациямОрганизация и ведение клуба медиаторовДокументация работы службы | Проведение медиаций по сложным делам (со взрослыми, когда дело передают в суд и т.д.)Обучение педагогов выходу из конфликта | Проведение примирительных встреч |
Поддерживающие взрослые (в т.ч. директор) | Группа поддержки из школьников |
Отказ от традиционных методов реагирования на конфликтыПередача дел на медиациюПоддержка кураторов и медиатораДокументация работы службы | Реклама, создание имиджа, издание стенгазетыПриглашение в службу примирения |
- Воспитание ответственности >>